Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) с комментариями к статьям

Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 103. Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля

1. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

2. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

3. За причинение убытков проверяемым лицам, их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

4. Убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.


<Статья 102 | Статья 103 | Статья 103.1>

Научно-практический комментарий:

Обязательным условием возмещения убытков налогоплательщику в результате действий налогового органа является не только неправомерность действий (бездействия), но и наличие причинно-следственной связи между такими действиями и причиненными убытками.
Необходимо иметь в виду, что право налогоплательщика на возмещение морального вреда законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
КС РФ в Постановлении от 16.07.2004 N 14-П разъяснил, что НК РФ исходит из недопустимости причинения непра-вомерного вреда при проведении налогового контроля (статьи 35 и 103). Если, осуществляя его, налоговые органы руково-дствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельно-сти и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции недопустимо. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (статья 1 часть 1; статья 17 часть 3, Конституции).
ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.09.2004 N Ф09-3914/04-АК указал, что суды не уполномочены прове-рять целесообразность принимаемых в ходе налогового контроля решений налоговых органов, которые действуют в рамках предоставленных им полномочий. Предметом такой проверки может быть только вопрос о недопустимости причинения убытков налогоплательщикам при проведении налогового контроля (статьи 35, 103 НК РФ), в процессе которого налоговые органы обязаны руководствоваться целями и мотивами, не противоречащими действующему правопорядку.
Управление МНС России по г. Москве в письме от 15.10.2003 N 11-11н/57302 обращает внимание, что пунктом 4 ста-тьи 103 НК РФ установлено, что убытки, причиненные налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям пра-вомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат. Следовательно, если действия на-логового органа являются правомерными, то понесенные налогоплательщиком расходы, вызванные такими действиями, возмещению не подлежат.